ж.
1. Учение о мелодическом построении какого-либо произведения.
2. Совокупность мелодических средств, присущих отдельному музыкальному произведению, целому жанру, творчеству какого-либо народа или композитора.
ж.
1. Учение о мелодическом построении какого-либо произведения.
2. Совокупность мелодических средств, присущих отдельному музыкальному произведению, целому жанру, творчеству какого-либо народа или композитора.
МЕЛО́ДИКА, мелодики, мн. нет, жен. (муз., лит.). Учение о мелодии.
|| Мелодическое построение чего-нибудь. Мелодика стиха.
МЕЛО́ДИКА, -и, жен.
1. Учение о мелодии.
2. Основанное на определённой мелодии построение музыкального произведения, стиха.
| прил. мелодический, -ая, -ое (ко 2 знач.).
МЕЛО́ДИКА -и; ж. Муз.
1. Учение о мелодии.
2. Совокупность мелодических средств, присущих музыкальному творчеству какого-л. композитора, народа или музыкальному произведению, жанру. М. романсов Чайковского. М. итальянских песен.
* * *
мело́дика - 1) учение о мелодии.
2) Мелодические особенности сочинения, творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы и др.
* * *
МЕЛОДИКА - МЕЛО́ДИКА,
1) учение о мелодии (см. МЕЛОДИЯ) .
2) Мелодические особенности сочинения, творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы и др.
МЕЛОДИКА -1) учение о мелодии.2) Мелодические особенности сочинения, творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы и др.
-и, ж. иск.
1. Учение о мелодии.
2. Совокупность мелодических средств, присущих музыкальному творчеству какого-л. композитора, народа или музыкальному произведению, жанру.
мело́дика, мело́дики, мело́дик, мело́дике, мело́дикам, мело́дику, мело́дикой, мело́дикою, мело́диками, мело́диках
См. melodìa.
Мелодика (от греч. melodikos - мелодический, песенный) - изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов.
Хотя М. выступает как один из компонентов интонации, их отождествление неправомерно, ибо в интонационной структуре существенны и другие слагаемые - паузы, темп и т. д.
М. отличается от музыкальной мелодики: во-первых, речевые тоны скользящие, у них нет тональной определенности, а музыкальные - зафиксированы на строго определенной высоте; во-вторых, в речи отсутствует фиксированная длительность, характерная, например, для вокальной музыки.
Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1979; Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1987; Торсуева И.Г. Мелодика речи // ЛЭС. - М., 1990.
А.А. Князьков
- Звуковая выразительность в музыке.
- Построение произведения, основанное на определённой последовательности звуков.
- Система интонаций в стихе.
- Язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент из семейства гармоник.
МЕЛОДИКА // МЕЛОДИЯ
МЕЛОДИКА (иск.). 1. Учение о мелодии. 2. Совокупность мелодических выразительных средств, присущих отдельному произведению, характерных для творчества какого-либо народа, автора.
Мелодика: 1) отточенная, совершенная ~; 2) итальянская, французская, национальная, авторская ~; ~ речи, стиха; создаётся, возникает ~.
• Три основных типа мелодики стиха в лирике — стих декламативный, напевный и говорной. СЭС.
• Итальянская мелодика почти не оказала влияния на Даргомыжского. Б.Асафьев. Русская музыка.
• Поэт Михаил Исаковский — тонкий знаток мелодики русской народной речи.
МЕЛОДИЯ. Благозвучная последовательность звуков (тонов), образующая известное музыкальное единство — напев, мотив; благозвучие, мелодичность, напевность.
Мелодия: вокальная, инструментальная, грустная, весёлая, тонкая, неторопливая ~; ~ песни, напева, речитатива, вальса, звучания вод; ~ звучит, раздаётся.
• Из освещённых окон четвёртого этажа лилась грустная, неторопливая мелодия — кто-то играл на рояле. В.Саянов. Небо и земля.
• И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки. Н.Некрасов. Мать.
Мело́дика ре́чи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Основной компонент интонации.
* * *
МЕЛОДИКА РЕЧИ - МЕЛО́ДИКА РЕ́ЧИ, совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Основной компонент интонации.
МЕЛОДИКА РЕЧИ - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Основной компонент интонации.
Мело́дика ре́чи
(от греч. μελῳδικός - мелодический, песенный) -
основной компонент интонации. Акустический коррелят М. р. - изменения частоты
основного тона, развёртывающиеся во времени. М. р. организует фразу,
расчленяя её на синтагмы и ритмические
группы, одновременно связывая её части; различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование,
восклицание, импликация; в некоторых языках эти типы оформлены
мелодически, а не грамматически, например общий вопрос в испанском языке, импликация во французском языке); выделяет наиболее важный
отрезок высказывания; служит для выражения эмоций, модальных оттенков,
иронии, подтекста.
При лингвистическом анализе М. р. учитываются мелодические диапазоны
(разница между высшей и низшей точкой изменения частоты основного тона),
интервалы (соотношение между этими точками в музыкальных терминах октав,
кварт, квинт и т. д.), пики, степень крутизны повышения и понижения
тона, направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное),
уровни (ярусы), от трёх до шести в разных фонетических школах. Существует три основных
способа представления М. р.: контурный, ярусный и комбинированный.
Первый характерен для европейской традиции (Г. Суит, Д. Джоунз,
О. Эссен, М. Граммон) и представляет М. р. в виде мелодических кривых.
Ярусный способ характерен для американских исследователей
(К. Л. Пайк) и фиксирует М. р. как прерывную последовательность
мелодических ярусов, обозначая их цифрами. Ярусам приписывается
значение завершённости, незавершённости, выражения эмоций.
Комбинированный способ (Ф. Данеш, П. Делатр, Е. А. Брызгунова,
И. Г. Торсуева) является совмещением контурного и ярусного. Основанием
для такого рассмотрения М. р. является то, что мелодические уровни не
существуют вне контуров, а для контуров важна не только форма, но и
распределение по уровням. Сочетания контуров и уровней могут
рассматриваться как мелодические модели. Основы изучения М. р.
заложены в отечественном языкознании
В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой.
Богородицкий В. А., Лекции по общему языковедению, Казань,
1913;
Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении,
М., 1938;
Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;
Sweet H., A new English grammar, pt 1, Oxf.,
1892;
Jones D., Intonation curves, Lpz. - B.,
1909;
Pike K., The intonation of American English, Ann
Arbor, 1963;
Daneš F., Sentence intonation from a functional
point of view, «Word», 1960, v. 16;
Grammont M., Traité pratique de prononciation
française, P., 1963;
Essen O. v., Grundzüge der hochdeutschen
Satzintonation, Ratingen - Düsseldorf, 1964;
Delattre P., Comparing the phonetic features of
English, French, German and Spanish, Hdlb., 1965;
см. также литературу при статье Интонация.
И. Г. Торсуева.
Один из элементов интонации. Движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок.
мелодика речи - см. интонация.
Мело́дика стиха́ - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация стихотворная), в частности предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесённости с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.: три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (например, «Валерик» М. Ю. Лермонтова).
* * *
МЕЛОДИКА СТИХА - МЕЛО́ДИКА СТИХА́, система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация (см. ИНТОНАЦИЯ) стихотворная), в частности, предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.; три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (напр., «Валерик» М. Ю. Лермонтова).
МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация стихотворная), в частности, предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.; три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (напр., "Валерик" М. Ю. Лермонтова).
МЕЛОДИКА СТИХА, система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (сравни Интонация стихотворная). Три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (например, ода), напевный (например, романс) и говорной (например, "Валерик" М.Ю. Лермонтова).